Цифровые решения все чаще становятся неотъемлемой частью лесной отрасли. Один из ярких примеров – система автоматизированного учета и измерения объема круглых лесоматериалов «СканТрек». Всего за час она способна замерить ширину, высоту и длину груза в 30 лесовозах и сделать это с погрешностью не более 3%.
Российская компания «Интерфейс» (Республика Коми) – один из пионеров в области разработки и создания автоматизированных систем измерения и контроля. Первые шаги в этой сфере предприятие сделало еще в конце 1980-х, а с 1996 года линейка решений «Интерфейса» пополнилась измерительными системами для лесного бизнеса.
Проекты для флагманов
Переломным моментом в истории компании «Интерфейс» стала реализация проекта для одного из крупнейших лесопромышленных предприятий Республики Коми. По заказу Сыктывкарского ЛПК (сегодня «Монди СЛПК») инженеры «Интерфейса» разработали и изготовили первую «рамку» для лесовозов – систему автоматизированного учета и измерения объема круглых лесоматериалов. После этого заказы на такого рода оборудование стали поступать один за другим из разных регионов России. В числе реализованных проектов – система автоматического измерения линейных размеров штабеля древесного баланса для Балахнинского ЦБК и Котласского ЦБК, системы учета объема насыпной щепы на транспортере для целлюлозно-картонного комбината в Братске. На сегодня решения «Интерфейса» используют флагманы ЛПК России: подразделения групп Mondi, «Илим», «Сегежа», компания «Лузалес» и другие.
В середине «нулевых» «Интерфейс» разработал и запатентовал универсальную систему автоматического бесконтактного измерения геометрии движущихся объектов, получившую название «СканТрек».
До 30 лесовозов за час
В основе работы системы «СканТрек» лежат измерения с помощью 2D-LIDAR. Ее суть раскрывает название: LiDAR от английского Light Identification Detection and Ranging – световое обнаружение и определение дальности. Работает это так: оптическая система посылает световой сигнал, на его основе получает и обрабатывает информацию об удаленных объектах и, используя эти данные, создает изображение сканируемого объекта.
На практике применение системы «СканТрек» выглядит следующем образом: груженная бревнами, пиловочником или балансами техника (это может быть как автомобиль, так и ж/д-состав) со скоростью 5–10 км/ч проезжает под рамкой на контрольном пункте. За это время сканеры измеряют ширину, высоту и длину груза. Причем погрешность измерений составляет не более 3% (для сравнения: при использовании ручного и весового методов, погрешность может достигать 10%).
Высокая точность измерений – не единственный плюс технологии. Лазер не подвержен «человеческому фактору», беспристрастен и точен, плюс его не сбить с толку повышенной влажностью древесины, как весы. Кроме этого, использование системы «СканТрек» заметно сокращает время и трудозатраты. Нет необходимости останавливать транспортное средство, разгружать лесоматериалы и вручную проводить измерения древесины. Показательная цифра: за час «СканТрек» может пропустить до 30 лесовозов. Как результат, расходы предприятия уменьшаются, а маржинальность и прибыль идут вверх.
Сама установка может быть выполнена в виде стандартной рамки-ворот или Г-образной рамки. Причем работает она автоматически в режиме 24/7, а для контроля обородования нужен всего один оператор, который может находиться как рядом с установкой, так и на приличном удалении от нее. Не влияет на работу «СканТрека» и погода: рабочий температурный диапазон системы от -45°С до +50°С.
В режиме онлайн
После того, как Россия взяла курс на цифровизацию лесной отрасли, вопрос внедрения актуальных онлайн-систем автоматического учета получил еще большую актуальность. Разработка компании «Интерфейс» в автоматизированном режиме не только производит необходимые замеры, но и может работать как система учета. Так, измерив объем груза «СканТрек» автоматически формирует документацию, в которой отображены показатели измеренного объема, времени замера, характеристика сортимента и прочие параметры. Эти данные в онлайн-режиме поступают в общий реестр учета предприятия, то есть при необходимости их можно легко проверить.
Кроме этого, по желанию заказчика система может быть объединена с ЛесЕГАИС и в автоматическом режиме передавать ей данные.