История Красноярского края: 80 лет «Сельхозтехники»

Зульфия Кирилловская, фото: ООО «Ремтехника»

793
Контора Сельхозтехники, 1960-е годы. Справа налево: директор предприятия Рувим Соломонович Кац, Августа Павловна, Раиса, Августа Гурьяновна Бабушкина, Мария, Людмила Матвеевна Туговикова, Андрей Фосс (фото из семейного архива семьи Крейс–Бабушкиной, к сожалению, не все отчества и фамилии удалось восстановить)

Во все времена это предприятие занималось ремонтом и эксплуатацией спецтехники. История города Лесосибирска, его становление, развитие неотделимо связаны с основанием и дальнейшей деятельностью предприя­тий, которые составляют основу его экономики. Одно из старейших предприятий Лесосибирска – ООО «Ремтехника». Оно ведет летопись своей деятельности с 1937 года, сначала как машинно-тракторная станция (МТС), а затем – Енисейское ремонтно-техническое предприятие.

Красноярскому краю было выделено большое количество тракторов. Енисейский райисполком направил в Красноярск механика организующейся МТС, специалиста по тракторам – Ивана Ковригина.

В феврале 1937 года происходит формирование колонны тракторов для перегона по маршруту «Красноярск–Маклаково». Для МТС было выделено 10 гусеничных тракторов ЧТЗ С-60 и 14 колесных СТЗ. 11 февраля 1937 года из Красноярска вышла колонна тракторов. 18 февраля колона прибыла в с. Казачинское. 8 марта тракторная колонна достигла д. Усть-Тунгуски. (А.А. Шайдт «Образование машинно-тракторной станции», газета «Вовремя», №97, 2002 г.)

Историческая справка

В 1937 году в поселке Маклаково (ныне город Лесосибирск) и в деревне Ялань Енисейского района были организованы Енисейская и Полярная МТС. А в 1961 году предприятия объединяются и образуется Енисейское районное объединение «Сельхозтехника», которое производило техническое обеспечение сельского хозяйства.

Один из моментов, запечатленный на фотопленку, о трудовых буднях МТС. Давно ушла в прошлое сельская история Лесосибирска, но память о трудовых свершениях наших земляков должна жить.

В 1986 году Енисейскому р/о было присвоено название Енисейское РТП (ремонтно-техническое предприя­тие).

В 2005 году предприятие ОАО «Енисейское РТП» выведено из реестра государственных предприя­тий. В 2007 году ООО «Ремтехника» заключило эксклюзивное дилерское соглашение с ООО «Понссе» и стало его официальным представителем по Красноярскому краю и Республике Хакасия. А также представляет клиентам продукцию шведского бренда Dafo – одного из крупнейших производителей противопожарного и аварийно-спасательного оборудования в мире.ООО «Ремтехника» осуществляет полное послепродажное обслуживание лесозаготовительных машин PONSSE и систем пожаротушения Dafo.

– Сегодня наше предприятие получило второе дыхание, оно носит название ООО «Ремтехника» и на его базе осуществляется продажа и полное послепродажное обслуживание лесозаготовительных машин и систем пожаротушения, – рассказал учредитель ООО «Ремтехника» Олег Шеверев.

В преддверии праздничной даты я включилась в интереснейшее исследование по сбору материала об этом уникальном предприятии. Я побывала в краеведческом музее, обратилась в библиотеку, связалась с литературным клубом «Радуга», детально ознакомилась с исследованием Александра Шайдта – бывшего директора городского Музея леса (сейчас он живет в Германии).

Александр Шайдт:

В 1937 году территорию для машинно-тракторной станции выбрали на левом берегу Енисея и левом берегу речки Загибаловки, где в ХVII столетии мирно пахал землю казак Иван Загибалов. К работе предприя­тие приступило в феврале–марте того же года. Официально станция называлась «Енисейская МТС».

Первым директором нового предприятия был назначен известный в то время участник Енисейско-Маклаковского восстания Иван Кузьмич Игнатьев. Впоследствии он получил звание «Почетный гражданин города Енисейска», а в 1977 году стал первым почетным гражданином молодого города Лесосибирска.

Катер «Победитель»

Для освоения близлежащих земель нужны были трактора, сеялки, бороны, другой инвентарь. Эту важную задачу поручили единственному в Енисейском районе специалисту по сельскохозяйственной технике, механику Ивану Никифоровичу Ковригину. Он был известен как специалист высокого класса. В его обязанности входило обучение вождению тракторов и ремонту техники на практике молодых трактористов. Первыми учениками механика Ковригина стали Александр Мартынов, Петр Калебин, Карл Краевский, Николай Рычков, Матвей Карих, Мануилов, Петр Денисов, Николай Павин, Александр Накрохин. Впоследствии Александр Накрохин стал начальником ГСМ при МТС.

Впервые в истории Сибири и молодой Советской республики в поля пришла техника, чтобы вытеснить ручной труд и конную тягу. В те годы МТС создавались на берегах Ангары, в Кежме и Богучанах. Основной задачей Енисейской МТС была обработка земель Енисейского, Казачинского и Пировского районов. Для этого в Маклаково было доставлено 10 тракторов марки ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) и С-60 («Сталинец»), а также 14 колесных тракторов марки СТЗ («Сталинский тракторный завод»).

Доставка техники достойна особого описания. Путь от Красноярска до Маклаково ей предстояло преодолеть неблизкий – 310 километров. Зима в тот год была морозной и снежной. Трактора транспортировались в Маклаково на приделанных к колесам лыжах, а инвентарь к ним (плуги, бороны, сеялки, культиваторы) были собраны в жилой вагончик. Везли все караваном, конной тягой.

Из-за обилия снега колея была узкой, и участникам «тракторного маршброска» пришлось применить немало смекалки, сноровки и находчивости, чтобы привести караван к месту назначения. Трактористы покинули Красноярск 10 февраля в 40-градусный мороз. Особенно им была памятна остановка в Казачинском районе у несуществующей с 1980-х годов деревни Ледешово, в 18 километрах от села Казачинского. Снежные сугробы были настолько высокими, что работники МТС затратили на расчистку дороги 5 дней. Во имя технического прогресса они совершили настоящий трудовой подвиг.

8 марта тракторная колонна прибыла в Маклаково. Тем же летом трактористы проложили первую борозду на полях колхоза «Восстанец». Пролегали эти борозды там, где сейчас находятся улицы Чехова, Профсою­зов и Горького.

Журнал «ЛПК Сибири» №3 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!