SVEZA: березовая фанера для разных отраслей бизнеса

текст и фото: Группа «СВЕЗА»

787

Фанера – материал, хорошо знакомый каждому строителю и ставший настолько привычным, что многие даже не подозревают о его уникальности. Тем временем фанера из русской березы известна во многих странах мира и ценится за исключительную прочность и красивую поверхность. Чем же интересен этот материал и почему он так популярен от США до Южной Кореи?

Все дело в древесине

Фанера – это листовой строительный материал из склеенных листов лущеного шпона. Фанера выпускается как из мягких, так и из твердых пород древесины. При этом характеристики исходного сырья во многом определяют качество будущего материала и области его возможного применения.

Мягкую древесину (плотность 400–500 кг/м3) имеют основные хвойные породы: ель и сосна, за исключением лиственницы и дугласии, произрастающей в Северной Америке.

К твердым породам древесины (плотность свыше 550 кг/м3) относится большинство лиственных пород: дуб, бук, клен, граб, ясень, береза, а также тропические виды деревьев из азиатских стран (Малайзии, Индонезии, Вьетнама и т. п.). Эти породы имеют наибольшую ценность для строительства, так как их древесина способна выдерживать значительные механические нагрузки.

Особое место среди твердых пород занимает русская береза. «Россия обладает самыми богатыми в мире березовыми лесами. И эта уникальная сырьевая позиция позволяет производить высококачественную фанеру, которая ценится во всем мире», – рассказывает Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры.

Почему именно береза?

В мире насчитывается более 100 различных видов березы, но промышленное значение для производства фанеры имеют лишь 2 вида: береза повислая (Betula pendula) и береза пушистая (Betula pubescens), которые, помимо России, произрастают также в Скандинавии и Прибалтике.  Древесина этих видов имеет среднюю плотность около 650 кг/м3, а строение ствола характеризуется меньшим количеством сучков и более тонким строением годовых колец, что положительно сказывается на качестве шпона и позволяет выпускать фанеру высоких сортов с красивой и ровной поверхностью.

Березовая фанера обладает уникальной прочностью. Она превосходит хвойную фанеру по сопротивляемости нагрузке в 2 раза. При этом березовая фанера достаточно легкая и по соотношению «вес/прочность» в 3 раза превосходит сталь.  Такую прочность фанере обеспечивают не только свойства древесины, но и перекрестное расположение листов шпона внутри плиты.

Следует отметить, что березовая фанера сохраняет свои характеристики в широком диапазоне температур: от -40 до +50 0С, что позволяет использовать ее в разных климатических условиях.

Фанера для разных индустрий

Благодаря выдающимся прочностным характеристикам березовая фанера используется в тех случаях, когда материалу приходится выдерживать высокие нагрузки, например, в строительстве при производстве монолитных работ или в качестве настила в строительных лесах, а также при обустройстве полов и обшивке стен.

Однако есть еще и эстетическая сторона вопроса. Благодаря красивой текстуре и теплому тону поверхности дизайнеры используют такую фанеру для отделки интерьеров и изготовления мебели.

«Береза – самая светлая порода дерева. Поэтому высокосортовую березовую фанеру «СВЕЗА» в больших объе­мах закупает Южная Корея, где традиционно предпочитают светлое, чистое дерево для внутреннего оформления помещений», – говорит Юлия Ермакова (группа «СВЕЗА»).

Новые области применения березовой фанеры

За последние несколько лет группа «СВЕЗА» расширила линейки товаров, увеличив количество сфер применения фанеры. Текущая тенденция связана с потребностями бизнеса, формирующими спрос на данный строительный материал.

Такие свойства березовой фанеры, как легкость и проч­ность, востребованы в транспортном машиностроении. Этот материал используется для изготовления полов, стен в пассажирских и коммерческих автомобилях. Ламинированную березовую фанеру с сетчатым покрытием применяют в полах грузовиков: трейлеров и фургонов. «Мы специализируемся на производстве фанеры для индустриальных клиентов, таких как DOKA, PERI, Schmitz Cargobull, Mercedes-Benz. Каждый из них – ведущий производитель в своей отрасли, и спрос на продукцию компаний с мировым именем постоянно увеличивается. К примеру, рост выпуска транспортных средств Schmitz Cargobull за 2016 год составил 14%. Таким сильным компаниям нужно соответствовать не только по объемам, но и по качеству продукции.

Конкуренция в данном сегменте остается высокой, и покупатели предъявляют жесткие требования к характеристикам фанеры, выбирая при этом лучшее ценовое предложение. Необходимо постоянно совершенствовать весь технологический процесс – это особенно важно при производстве сложных продуктов», – комментирует Святослав Сарсон, руководитель комбината «СВЕЗА Усть-Ижора».

На комбинате «СВЕЗА Усть-Ижора» выпускается SVEZA Titan – специализированная фанера для коммерческого транспорта. Покрытие SVEZA Titan содержит корундовые частицы, гарантирующие повышенную износостойкость полов и обеспечивающие  безопасность людей и сохранность грузов в транспорте.

Новинка прошла тестирование в 3 независимых европейских лабораториях: IWT (Бремен, Германия), VTT technical research centre of Finland (Финляндия), Mariterm AB (Швеция). В результате эксперты присвоили фанере максимальный класс сопротивления скольжению (R13 согласно DIN 51130) и соответствие европейским требованиям к безопасности перевозок грузов (согласно стандарту EN 12195-1).

Другой сферой применения березовой фанеры является использование в изоляционной обшивке судов при строительстве СПГ-танкеров. К фанере для изготовления мембранных резервуаров судов для транспортировки СПГ предъявляются повышенные требования. Материал эксплуатируется при больших нагрузках: емкость танкеров достигает 200 000 куб. м, вес перевозимого газа при этом – до 85 000 тонн.

В октябре 2016 года комбинат в составе группы «СВЕЗА» получил сертификат Gaztransport & Technigaz (GTT)  на соответствие требованиям к строительству мембранных резервуаров газовозов. Таким образом, группа «СВЕЗА», мировой лидер в производстве березовой фанеры, стала первой отечественной компанией, лицензированной для поставок продукции производителям танкеров, транспортирующих сжиженный газ.

Аудитор GTT подписывает образцы фанеры SVEZA Gas для квалификационных тестов

Фанера SVEZA Gas NO96 построена с применением системы NO96, разработанной GTT для перевозки и хранения сжиженного природного газа. Материал сохраняет прочность и устойчив к воздействию экстремальных температур в течение длительного времени.

«В 2016 году «СВЕЗА» поставила продукцию для строительства двух газовозов в Южной Корее и ведет переговоры о новых поставках, – говорит Андрей Иммореев, директор по продажам и маркетингу группы «СВЕЗА». – В целом мировое танкеростроение растет вслед за потреблением сжиженного газа».

Опалубка как испытание на стойкость

Одна из сфер применения березовой фанеры, где в полной мере востребована прочность этого материала, – монолитное строительство. Здесь используется так называемая ламинированная фанера, то есть покрытая специальной пленкой, которая предотвращает попадание влаги и придает фанере высокую износостойкость. Этот материал применяется в щитовой опалубке (где фанера закреплена в металлической раме и является частью щита) и в виде отдельных плит для заливки монолитных конструкций – стен и перекрытий.

Использование современных опалубочных технологий позволяет сэкономить время при проведении монолитных работ. Так, ускорить темпы строительства и подготовить к досрочной сдаче (на три месяца раньше запланированных сроков – в IV квартале 2016 года) первую очередь ЖК «Маяк» (девелопер «Маяк») удалось, в том числе благодаря применению фанеры СВЕЗА Дэк 350.

«Даже в обычном типовом проекте есть нестандарт­ные элементы – архитектурные или инженерные, что увеличивает сроки его реализации, − рассказывает Ольга Милованова, менеджер по развитию продукта группы «СВЕЗА». − Не допустить этого помогает фанера с разметкой 25 и 50 мм – СВЕЗА Дэк 350. Она не только облегчает процесс раскроя и резки на объекте, но и позволяет визуально отмерять требуемый проектный шаг при вязке арматуры, не используя при этом рулетку и другие измерительные принадлежности». Эксперт добавляет, что на сроки и стоимость строительства помимо технологичности самого материала большое влияние оказывает и эргономичность его упаковки. За счет ее усовершенствования можно до 20% сократить время погрузо-разгрузочных работ и упростить логистику.

Итак, березовая фанера – широко востребованный строительный материал. А березовая фанера из России (Russian birch plywood) является брендом, узнаваемым во всем мире. У профессионалов она прочно ассоциируется с набором уникальных свойств, позволяющих найти для этого продукта широчайший спектр применений, как в строительстве, так и в других индустриях.

Журнал «ЛПК Сибири» №4 / 2017

Автономные отопители Eberspächer - комфортная работа в любой мороз!