More
    spot_imgspot_img

    Совет Федерации предлагает увеличить масштабы китайских рубок леса в Сибири и на Дальнем Востоке

    Выставки

    11 апреля 2018 года Совет Федерации принял постановление № 114-СФ “О государственной поддержке социально-экономического развития Забайкальского края”. Постановление отражает итоги так называемых “Дней Забайкальского края в Совете Федерации”, проведенных 20-21 марта 2018 года, и содержит много разных рекомендаций, в том числе такую :

    “Правительству Российской Федерации: … ускорить принятие решения по строительству пограничного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе пунктов пропуска Покровка (Российская Федерация) – Логухэ (Китайская Народная Республика), принимая во внимание, что строительству указанного мостового перехода должно предшествовать возобновление работы пункта пропуска Покровка”.

    Покровка–Логухэ – бывший временный (сезонный) пункт пропуска через государственную границу России и Китая, где по ледовой переправе через Амур в 1998-2008 годах вывозилась в Китай необработанная древесина, заготовленная в приграничных районах России. Вывоз древесного сырья через Покровку в Китай сыграл значительную роль в опустошении наиболее доступных и продуктивных лесов восточных районов Забайкальского края и западных районов Амурской области.

    Забайкальские власти и китайские инвесторы уже многие годы добиваются не только возобновления работы этого пункта пропуска, но и постройки моста через Амур – главным образом под предлогом обеспечения строительства и будущей работы Амазарского лесопромышленного комплекса, который как бы создается в поселке Амазар, в семидесяти километрах от Покровки. Проект Амазарского ЛПК предусматривает строительство целлюлозного завода по производству до 400 тыс. тонн целлюлозы в год и лесопильного производства с объемом выпуска пиломатериалов 125 тысяч кубометров в год. Лесных ресурсов, способных надолго обеспечить сырьем такое крупное предприятие, на востоке Забайкальского края и в соседних районах Амурской области просто нет – продуктивность лесов низка из-за сурового климата, а веками копившиеся запасы древесины сильно потрачены пожарами и воровством. Однако, на короткий интенсивный “хапок” – лет за пять-десять, если будет удобный способ вывозки – лесов еще хватит, и именно это, видимо, привлекает “инвесторов” и связанных с ними лоббистов.

    Кроме того, мост через Амур на месте бывшего погранперехода Покровка-Логухэ дает Китаю самый быстрый и короткий доступ (всего около 80 километров по дороге), причем в одном из самых глухих и малонаселенных районов, к двум главным российским транспортным артериям, соединяющим Сибирь с Дальним Востоком – Транссибирской железной дороге и автомагистрали Амур. С точки зрения трансграничной торговли, кроме сырьевой, он не очень важен: Покровка – вымершая деревня, Амазар – поселок с быстро сокращающимся населением, численность которого сейчас составляет около 2,3 тысячи человек, и вообще местность на многие сотни километров вокруг бедная и малолюдная. А вот с точки зрения китайского доступа к российским сырьевым потокам и, при желании, китайского же контроля за основными российскими транспортными артериями, соединяющими Дальний Восток с остальной частью страны – мостовой переход через Амур в районе Покровки очень даже важен. Зачем это может быть нужно Китаю – понятно; непонятно, зачем это может быть нужно Совету Федерации.

    Как бы то ни было, даже простое открытие временного пункта пропуска Покровка-Логухэ неизбежно приведет к резкому росту рубок на востоке Забайкалья и на западе Приамурья ради экспорта древесины и продуктов ее первичной переработки в Китай. Если же будет построен мостовой переход, который сделает пункт пропуска круглогодичным – для опустошения оставшихся продуктивных и экономически доступных лесов этой территории хватит примерно одного десятилетия.

    Читайте также: