Плитная промышленность России: цифры и факты

текст: пресс-служба АМДПР, фото: siempelkamp.com

146
Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России

В производстве древесных плит и фанеры, разбирались участники конференции «Плиты и фанера» в рамках Петербургского международного лесопромышленного форума, прошедшего в Санкт-Петербурге в конце сентября. Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов открыл мероприятие и принял активное участие в дискуссии.

Объем потребления древесных плит в России в 2018 году составил 12,9 млн м3 (+12% по отношению к прошлому году). Рост производства зафиксирован по всем видам плит и фанере. Стабильно развивается экспорт. Модернизируются и запускаются новые мощности – завершен инвестиционный проект UPM в Чудово, открыто производство широкоформатной фанеры на Архангельском фанерном заводе, запущен Павловский ДОК в Алтайском крае.

Наглядно демонстрирует положительную динамику в плитной и фанерной отрасли статистика (здесь и далее – источник АМДПР по данным РОССТАТ и ФТС) по общему экспорту продукции ЛПК, который в валютном исчислении составил в 2018 году 11,91 млрд дол. США. Из них на ЦБП пришлось 4,31 млрд дол. США (36,15%), а всю остальную лесопродукцию – 7,61 млрд дол. США (63,85%).

При чем важно, что в эти 63,85% входит, как необработанная древесина (ее доля по-прежнему высока), но и продукция с высокой добавленной стоимостью, такая как древесные плиты, фанера, мебель – на нее приходится уже более 30% от доли всей экспортируемой продукции ЛПК (без учета ЦБП)!

Увеличение поставок заграницу продукции высоких переделов, разумеется, связано с ростом производства в целом, но не стоит забывать, что и древесные плиты, и фанера, и мебель входят в утвержденный Минпромторгом РФ список высокотехнологичной продукции, которая пользуется приоритетом при предоставлении различных экспортных преференций со стороны государства.

В частности, действуют инструменты, при разработке которых далеко не последнюю роль сыграла АМДПР. Среди них – программы по компенсации части затрат экспортеров российской продукции на сертификацию (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 г. №1388), на транспортировку продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 г. №496), на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом (постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 г. №1368), по субсидированию выставочно-ярмарочной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №88, список мероприятий, включая порядка 10 выставок по тематике ЛПК, утвержден в конце сентября) и др.

Отечественные предприятия пользуются данными инструментами кто-то в большей степени, кто-то пока в меньшей, но доля высокотехнологичной продукции в экспорте медленно, но стабильно растет, даже несмотря на случающиеся падения по отдельным категориям продукции.

Производство и экспорт ДСП

Если рассматривать производство древесностружечных плит в динамике, то ежегодный прирост очевиден. Так в 2018 году было произведено 9 750,0 тыс. куб.м (что на 15% больше, чем в 2017), в первом полугодии 2019-го тенденция сохраняется – уже выпущено 5 000,40 тыс. куб.м (что на 11% большем, чем за аналогичный период прошлого года).

Экспорт этого вида плит также последние годы развивался (в 2018 году был зафиксирован рост в 15% до 1749,1 тыс. куб.м). Правда, в первом полугодии 2019-го наблюдается отрицательная динамика: экспорт ДСП упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

И это единственный сейчас вид плитной продукции, экспорт которого снизился, но выводы пока делать рано, поскольку и в мебельной, и в плитной, и в фанерной промышленности объемы производства и объемы экспорта в первом полугодии традиционно уступают объемам второго полугодия.

Соответственно, ситуация с экспортом древесностружечных плит еще может измениться, и окончательные выводы можно будет сделать только к концу года.

Производство и экспорт МДФ

Ситуация в сегменте древесноволокнистых плит (МДФ), согласно статистике, самая оптимистичная: растут объемы производства, растет экспорт. Так, например, в 2018 году было произведено 650,0 млн кв.м, что на 9% больше, чем в 2017, экспорт же увеличился на 30% до 107,2 млн кв.м.

В первом полугодии 2019-го показатели продолжают расти (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года): производство на 9,5% (до 336,0 млн кв.м), экспорт на 5% (до 53,7 млн. кв.м).

Импорт ДСП и МДФ

На протяжении последних лет импорт древесностружечных и древесноволокнистых плит мало подвержен изменениям. В 2018 в нашу страну было ввезено 369,6 тыс. куб.м ДСП. В первом полугодии 2019-го отметился небольшой прирост в 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, но процент незначителен, такие девиации вполне естественны для рынка.

Что же касается плит МДФ, то здесь объем импортных поставок в страну в 2018 году составил 41,1 млн кв.м, а в первом полугодии этого года вообще сократился на 9% до 17,5 млн кв.м (опять же по сравнению с аналогичным периодом 2018-го). Подобные колебания вряд ли могут повлечь за собой какие-то внушительные изменения. Сейчас совершенно не наблюдается предпосылок для них.

В отличие от прошлых лет, до вступления России в ВТО, отечественные производители мебели (основные потребители плит) 80% материала закупали заграницей, сейчас же благодаря во многом иностранным инвесторам рынок насыщен, и объемы отечественного производства МДФ вполне закрывают потребности рынка. Остается совсем небольшой круг потребителей импортных плит, но на общую картину он не влияет.