More
    spot_imgspot_img

    О проблемах в области нормативно-правового регулирования сферы заготовки и переработки недревесных (пищевых) лесных ресурсов

    текст: Ольга Калюжная, Сергей Шевелев, д.с.-х.н., профессор, заведующий кафедрой лесной таксации, лесоустройства и геодезии ИЛТ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», фото: Анастасия Тамаровская

    Выставки

    В последнее десятилетие аспекты организации заготовок дикорастущих и лекарственных растений стали предметом достаточно широкого обсуждения, в том числе в средствах массовой информации.

    На территории Красноярского края произрастают сотни видов пищевых лесных ресурсов и лекарст­венных растений. Общий доступный потенциал пищевых лесных ресурсов составляет 36% от совокупного потенциала лесных ресурсов региона. Запасы пищевых лесных ресурсов в крае – порядка 1,6 млн тонн, при этом заготавливается и обрабатывается (по официальным данным министерства лесного хозяйства Красноярского края) менее 1% данных запасов.


    На территории Красноярского края осуществляют деятельность в сфере сбора и переработки дикоросов более 30 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Среди краевых предприятий можно выделить ряд крупных, наращивающих свои объемы компаний: КСПО «Крайпотребсоюз», ООО «Краспилц», ООО «Рик» (торговая марка «Травы Сибири»), ООО «СаянРесурс»).

    Также на территории края ведут свою деятельность значительное количество развивающихся предприятий по заготовке и переработке дикорастущей продукции (ООО «Курагинский промхоз», ООО «Заготовитель», ООО «Ермаковский коопзверпромхоз», ООО «Полесье», ООО «Безымянское», ООО «Бригантина+», ООО «Консервный комбинат – «Минусинская долина», СППК «Ковчег», ООО «Царь-чай», ООО «Дары Сибирского Леса», СПЗПК «Чиндат», ИП Сотникова, ИП Иванова, ИП Еремеева).

    Сегодня в регионе производятся также инновационные продукты, полученные в результате глубокой переработки сырья (ГК «Сибирина» (био-продукты (спреи, экстракты на основе масел)), ООО «Латта-Био» (адаптивное питание, бактерицидные спреи на основе кедрового и пихтового масел)).


    Лесной кодекс Российской Федерации определяет в качестве отдельных видов использования лесов заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, а также заготовку пищевых лесных продуктов и сбор лекарственных растений.

    Использование лесов для этих целей возможно с предоставлением или без него лесных участков. В то же время использование лесов, представляющее из себя предпринимательскую деятельность и осуществляющееся в виде заготовки и сбора пищевых продуктов леса и лекарственных растений, подразумевает обязательную аренду лесных участков.

    Здесь организация использования лесов по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений сталкивается с трудностью в реализации требований действующего Лесного кодекса РФ. На практике тяжело провести грань между использованием заготовленных пищевых ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд и предпринимательской деятельностью (если заготовка не ведется крупными заготовительными бригадами). Но даже отдельная семья из 3–4 человек, ведущая регулярные заготовки продуктов леса якобы для собственных нужд, но реализующая эти продукты на рынке, является действенным конкурентом юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в этой сфере использования лесов.

    Зачастую такие заготовки ведут не отдельные семьи, а значительная по численности, не имеющая работы трудоспособная часть населения целых лесных поселков. Все это влечет за собой не только конфликтные ситуации, но и нежелание юридических лиц брать в аренду лесные участки с целью организации заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарст­венных растений.О проблемах в области нормативно-правового регулирования сферы заготовки и переработки недревесных (пищевых) лесных ресурсов

    Вместе с тем, в крае существует ряд факторов, сдерживающих развитие сферы заготовки и переработки дикоросов, в рамках нормативно-правового регулирования их дея­тельности:

    • недостатки в лесном законодательстве в части регулирования лесных отношений между арендаторами-предпринимателями и заготовителями, формально ведущими заготовки для собственных нужд;
    • отсутствие полной эколого-ресурсной оценки запасов (ресурсного потенциала) дикоросов и официальной статистической информации об объемах заготовки основных видов пищевых лесных ресурсов, лекарст­венных растений и других недревесных продуктов леса;
    • недостаточное развитие лесной инфраструктуры и труднодоступность удаленных лесных участков;
    • существует проблема формирования лесных участков для выставления на аукцион на право заключения заключение договора аренды лесного участка в части постановки на кадастровый учет и проектирования лесного участка, поскольку на данный вид работ финансирование из федерального и краевого бюджетов не выделяется;
    • отсутствие специализированных заготовительных пунктов, отсутствие профессиональных участ­ников рынка на первичном этапе сбора и заготовки дикоросов;
    • отсутст­вие кооперации;
    • дефицит квалифицированных специалистов;
    • сложная, длительная процедура оформления арендных прав на лесные участки;
    • ограниченный набор нормативно-правовых инструментов использования лесов для указанных видов деятельности в предпринимательских целях (отсутствие механизмов краткосрочного пользования с учетом сезонности заготовки и зависимости от природно-климатических условий, влияющих на урожайность);
    • низкая инвестиционная привлекательность;
    • отсутствие банковской инфраструктуры в удаленных населенных пунктах;О проблемах в области нормативно-правового регулирования сферы заготовки и переработки недревесных (пищевых) лесных ресурсов

    При недостаточном общем уровне использования пищевых лесных ресурсов на отдельных участках становится актуальной проблема их рационального использования и своевременного воспроизводства.

    В сложившихся условиях, решением проблем, существующих в сфере дея­тельности заготовителей дикорастущих лесных ресурсов, могут послужить следующие мероприятия, реализацию которых бизнес должен осуществлять совместно с органами власти:

    Совершенствование лесных правоотношений в сфере сбора, заготовки и закупа пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов.

    Рассмотрение вопроса передачи лесных участков для данных видов использования лесов без постановки на кадастровый учет.

    Рассмотрение вопроса разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона, включающего изменения в Лесной кодекс РФ и иные законодательные акты, направленного на правовое регулирование отношений в сфере сбора и заготовки пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов, с целью развития соответствующей сферы деятельности, предусмотрев, в частности:

    а) детализацию правового регулирования промысловых заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, осуществляемых в целях переработки указанных лесных ресурсов, производства и реализации соответствующей продукции, включая:

    предоставление возможности аренды лесных участков для указанных целей на срок от 1 года до 49 лет;

    введение наряду с арендой лесных участков механизмов краткосрочного использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков;

    порядок приема от самозанятого населения соответствующих лесных ресурсов, добытых ими при промысловой заготовке;

    б) уточнение понятия заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд, а также дополнение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в части установления нормативов заготовки и сбора;

    в) зонирование и разграничение лесных угодий, на которых может осуществляться заготовка дикоросов предпринимателями, арендующими лесные участки для соответствующих целей, и гражданами для собст­венных нужд либо в целях их реализации.

    Разработка и внесение в Государственную Думу в 2018 году проекта федерального закона, направленного на внесение изменений в статью 164 части 2 Налогового кодекса РФ в части дополнения перечня продовольственных товаров, по которым налогообложение производится по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов (при их реализации) позицией «дикорастущие грибы, ягоды, орехи лесные пищевые, папоротник орляк, черемша, лекарственные растения».

    Проработка вопроса о разработке методики комплексной оценки лесных участков и оценки имущест­венных прав, возникающих при использовании лесов.

    Рассмотрение вопроса о формировании рабочей группы по разработке проекта федерального закона, включающего изменения в Лесной кодекс РФ и иные законодательные акты, регулирующего правоотношения в сфере сбора и заготовки пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов в лесах РФ.

    Создание унифицированной нормативно-методической базы оценки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (на региональном уровне).

    Восстановление базы данных о запасах различных видов недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (на общероссийском и региональном уровнях), внесение изменений в лесохозяйственные регламенты и лесные планы.О проблемах в области нормативно-правового регулирования сферы заготовки и переработки недревесных (пищевых) лесных ресурсов

    Журнал «ЛПК Сибири» №1 / 2018

    Читайте также: