More
    spot_imgspot_img

    Татьяна Гигель: «Перестройка логистики и импортозамещение оборудования – главные приоритеты для ЛПК России»

    Выставки

    Лесная отрасль России – одна из ключевых тем КЭФ-2023. Ее состояние и перспективы эксперты обсуждали предельно точечно. Так, развитие лесного комплекса Сибири с учетом решения логистических вопросов стало предметом дискуссии на расширенном заседании Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Мероприятие прошло под председательством сенатора Татьяны Гигель.

    Об узких местах ЛПК России и перспективах развития системо­образующей для страны отрасли Татьяна Гигель рассказала в интервью парламентскому телеканалу «Вместе-РФ». В материале – ответы на самые актуальные вопросы.

    – Татьяна Анатольевна, в 2022 году лесная отрасль столкнулась с беспрецедентным вызовами. Какие сложности стали для ЛПК страны ключевыми и как это отразилось на показателях работы отрасли?

    – Основные для ЛПК России затруднения вызваны стремительной трансформацией экономической структуры отрасли в результате беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Главные для отрасли вызовы – потеря рынков сбыта и разрыв экономических связей с производителями оборудования. Не секрет, что в предыдущие годы оснащение лесной промышленности шло преимущественно европейским оборудованием, лесозаготовительной техникой и транспортом. Целлюлозно-бумажные комбинаты и вовсе полностью оснащены импортным оборудованием, аналогов которому, к сожалению, в России нет. Поэтому главные задачи сегодня – перестройка логистики на новые рынки сбыта и импортозамещение оборудования: создание отечественных образцов, не уступающих по качеству импортным, и их серийное производство.

    К вопросу о показателях работы отрасли. По данным Рослесхоза, объем заготовленной древесины по стране в 2022 году сократился на 15% и составил 196 млн куб. м.

    – Потеряв рынок сбыта в лице старого света, производители древесины переориентировались на Восток – на первый план тут вышел вопрос логистики. В чем именно трудность – разе нет разницы, куда вести лес, в Европу или Азию?

    – Разница есть, и она очень большая. Дело в том, что производители продукции ЛПК Северо-Западного федерального округа практически полностью были ориентированы на рынки Европы. Переориентация на Восток стала для них большой проблемой в силу значительной удаленности от основного потребителя – Китая. Однако у Северо-Западных лесопромышленников есть выход на рынки стран Ближнего востока и Северной Африки (MENA) через транспортный коридор «Север-Юг».

    Кроме того, некоторые породы древесины покупали только в странах ЕС. Ярким примером является лиственница. В настоящий момент лиственница стала своеобразной породой-изгоем для экспортных продаж, поскольку в Азии она не востребована.
    Аналогичная ситуация с топливными гранулами – пеллетами, которые также продавались в Европу. Здесь ситуация несколько стабилизировалась: российские производители стали продавать пеллеты в Южную Корею, что позволило удержать падение экспорта на отметке 1,8 млн тонн. Это всего на 600 тысяч тонн меньше, чем в рекордном по объемам экспорта 2021 году.

    Для предприятий Сибирского федерального округа проблема переориентации на другие рынки стоит также остро, несмотря на исторически сложившуюся ориентированность экспортеров Сибири на Китай. Они также пострадали от потери европейских рынков. И вместе с тем, ввиду значительной удаленности от коридора «Север-Юг», у них нет возможности конкурировать по цене с компаниями европейской части России при поставках в страны MENA.

    Фактор, влияющий на все компании лесопромышленного комплекса, – это ограничение пропускной способности железной дороги на Восточном полигоне. Для перевозки всего объема лесопродукции, необходимого к отправке на экспорт, предприятиям ЛПК нужен приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. В этой связи я очень благодарна Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за принятое на совещании по вопросам развития ЛПК решение – предоставить такой приоритет нашим лесопереработчикам.

    Лесоперерабатывающие компании, как правило, расположены в труднодоступных отдаленных населенных пунктах. Многие из них являются градообразующими и, являясь ключевыми для регионов работодателями, несут повышенную социальную нагрузку. Именно поэтому крайне важно обеспечить бесперебойную отправку их грузов.

    – В задаче организации поставок лесной продукции есть ли какие-то преимущества у Сибири?

    – Уникальность Сибири в вопросах логистики состоит в наличие нескольких вариантов организации поставок. Это и железнодорожное сообщение в направлении Китайской Народной Республики, и морское сообщение с использованием Северного морского пути, и сухопутное сообщение автомобильным транспортом со странами среднеазиатского региона.

    Конечно, для использования этих преимуществ необходимы усилия. Инфраструктуру Северного морского пути нужно модернизировать, подготовить к приему грузопотока. Автомобильный транспорт, к сожалению, сейчас недоступен по причине закрытия пунктов пропуска для лесных грузов на границе. Сегодня стоит задача эти пункты открыть, что в совокупности с другими инициативами позволит решить проблему логистики для Сибири и сделать это комплексно.

    – Какие виды перевозок наиболее важны для сибирских производителей и экспортеров древесины?

    – На данный момент это, конечно, железнодорожный транспорт.

    – Сколько времени может занять перестройка логистических цепочек?

    – Этот процесс, как я отметила ранее, уже запущен. Общая для всех задача – как можно быстрее прийти к полной переориентации логистики. Думаю, бизнес при поддержке государства сможет перестроиться максимально оперативно.

    – Какие из многочисленных мер господдержки ЛПК вы выделите как ключевые? Возможно ли их расширение в обозримой перспективе?

    – Правительством России принимается целый комплекс мер по поддержке лесной промышленности. Это и субсидии на компенсацию затрат на транспортировку грузов, и отсрочка выполнения обязательств для приоритетных инвестиционных проектов, и продление сроков действия лесных деклараций и многие другие. Свои меры поддержки инициируют и регионы. Например, в Красноярском крае был принят закон о предоставлении лесозаготовителям отсрочки по уплате арендной платы за лесные участки в краевой бюджет.

    Безусловно, меры поддержки лесного комплекса могут быть расширены. Нужно повышать доступность кредитования для лесопромышленников, довести до идеала механизм приоретизации доступа к железнодорожной инфраструктуре, а также продолжить практику субсидирования логистики, причем с упором на новые рынки сбыта. Логистика в Индию из Сибири, например, обходится в 90% себестоимости пиломатериала. При этом рынок Индии огромен и на нем есть дефицит лесопродукции. Если наши предприятия смогут занять этот рынок, пусть и с помощью государственных субсидий, в дальнейшем маршрут будет, как говорят логисты, «раскатан», и цена логистики пойдет вниз. Следовательно, российский ЛПК получит огромное преимущество и перейдет к устойчивому росту.

    Кроме того, нужны регуляторные изменения. Например, давно назрел вопрос увеличения допустимой нагрузки на ось для лесовозного транспорта. Существующее ограничение в 40 тонн не отвечает техническим возможностям транспорта.

    Предприятия ЛПК, как правило, находятся на северных территориях и перевозят лес по дорогам с большой глубиной промерзания грунта – и при этом везут древесину на большие расстояния. Мы обсуждали эту инициативу на расширенном заседании Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 2 марта в Красноярске и приняли решение поддержать предложенную Минпромторгом инициативу.Алексей Панов: особое внимание в этом году будет уделено выполнению противопожарных мероприятий в лесах

    текст: Кристина Симонова, фото: Ксения Веревкина

    Читайте также: